Константина Андреевича Ухтомского можно назвать одним из основоположников интерьерной живописи в России. Художник писал только интерьеры и делал это мастерски.
В Государственном Эрмитаже в настоящее время хранится около 50 акварелей Константина Ухтомского. По этим произведениям можно изучать виды залов, какими их застал художник в середине 19 века.
Константин Ухтомский родился в 1819 году в семье академика и художника-гравёра. В 1838 году окончил Императорскую Академию живописи со званием художника архитектуры и награждён, как талантливый выпускник за достижения в живописи, шпагой.
После окончания академии отправился в путешествие за границу, где изучал европейскую живопись и плодотворно работал.
В 1843 году Константину Андреевичу Ухтомскому было присвоено звание академика живописи.
В 1858 году художник был удостоен звания Почётного вольного общника Академии.
С 1850 по 1859 годы Ухтомский был хранителем академического музея. Умер художник в 1881 году. Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.
Аванзал.
Первый зал Парадной Невской анфилады. Создан по проекту Растрелли, перестроен в 1793 году Д. Кваренги, восстановлен архитектором В. П. Стасовым после пожара 1837 г. с сохранением интерьеров Д. Кваренги. Используется для проведения временных выставок.
Николаевский зал.
Создан архитектором Д. Кваренги, воссоздан В. П. Стасовым после пожара 1837 года со значительными изменениями. Главный зал Невской парадной анфилады предназначался для официальных церемоний и балов.
Арапский зал или Большая столовая.
Зал создан А. П. Брюлловым после пожара 1837 года, в отделке использованы лепные медальоны по рисункам Б. Торвальдсена.Название получил от того, что когда он использовался как столовая в нём прислуживали арапы (эфиопы). В настоящее время используется для проведения временных выставок.
Георгиевский зал.
Создан в начале 1840-х гг. В. П. Стасовым, который сохранил композиционное решение Дж. Кваренги.
Концертный зал.
Создан архитектором Д. Кваренги, восстановлен В. П. Стасовым после пожара 1837 года со значительными изменениями. В 1979—1981 годах была проведена капитальная реставрация росписей.
Лоджии Рафаэля.
Возведённая в период с 1783 по 1792 год Джакомо Кваренги галерея с копиями рафаэлевских фресок повторяет (с некоторыми отступлениями) известное сооружение Папского дворца в Ватикане. Зодчий разместил лоджии в специально возведенном вдоль Зимней канавки корпусе, примыкавшем под прямым углом к зданию Старого Эрмитажа. Перед отъездом из Италии в Россию зодчий произвёл обмер ватиканской галереи. Строительные работы велись под наблюдением И. Ф. Дункера и каменных дел мастеров М. Кеза и Дж. Лукини. В процессе строительства обнаружилось несоответствие размеров новой галереи и размеров прибывших из Италии холстов с живописью, что привело к отстранению от работы Дж. Лукини.
Ещё до того, как началось сооружение этого корпуса, по заказу Екатерины II группа художников под руководством Х. Унтербергера в 1778 году приступила к копированию фресок Рафаэля и его школы в галерее папского дворца. Копии исполнялись на холстах, которые в закатанном виде доставлялись в Петербург. Здесь перед установкой полотен живопись приводил в порядок художник Я. Меттерлейтер. Когда сооружался Новый Эрмитаж, корпус с Лоджиями также подвергся полной перестройке, холсты были временно сняты и вновь водворены на место по окончании работ.
При эвакуации в 1941 году, в связи с опасением за сохранность живописи, было принято решение холсты не снимать. Специальные щиты плотно закрывали окна лоджий. Меры предосторожности вполне себя оправдали — за время Великой Отечественной войны помещение не получило никаких повреждений.
Архитектурный замысел лоджий прост. Галерея состоит из ряда отсеков (лоджий), образованных полуциркульными арками, которых находятся на равном расстоянии друг от друга и создают ясный и спокойный ритм. Проемы вдоль наружной стены застеклены (в Ватикане они были открытыми), в противоположной стене устроены забранные зеркалами окна (в Ватикане они освещают соседнее помещение). Вся поверхность стен и сводов, исключая панель ниже окон, покрыта причудливой росписью. Нигде не повторяясь, в строгом и ясном ритме, сливаясь в единую композицию, бегут завитки аканта, цветы, в них вплетаются изображения фантастических животных, играющих амуров, человеческих лиц и фигур, переходящие в лиственный орнамент. Таковы прославленные «гротески», созданные Рафаэлем под влиянием античных росписей.